Крылышки МБДОУ "Детский сад «Крылышки"
8 (34922) 4-85-74 ds7@slh.yanao.ru

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников

09.03.2022

Детство удивительная страна! Ребенок может мечтать о своём будущем, о том, кем и где он будет работать, когда вырастет. Дошкольное учреждение является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. В детском саду детей знакомят с многообразием и широким выбором их. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средствами массовой информации узнают о разных профессиях.

Приобщая детей к миру взрослых, мы уделяем большое внимание ознакомлению детей с профессиями, а значит, ведем работу по ранней профориентации. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще мало изученное направление дошкольной педагогики. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. В образовательном процессе ДОУ должны использоваться следующие технологии ранней профориентации:

1. Технология проектной деятельности. Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. он основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию и позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. А основная цель любой проектной деятельности – развитие творческой личности!

Метод проектов является одним из результативных методов современного образования, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения. Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно играть! В игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)

3. Технология интегрированного обучения. (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) Является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных   областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

4. Информационно-коммуникационные технологии.

В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

• мультимедийные презентации;

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).

Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.

Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Существует ряд программ и методических рекомендаций по ранней профориентации детей дошкольного возраста я предлагаю ознакомиться с некоторыми из них:

Программа «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Цель программы: Создание комплекса психолого – педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

Программа «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» рассчитана на детей дошкольного возраста 3 - 7 лет.

Реализация программы планируется через проведение непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками по разным возрастным группам:

-Младшая группа – 8 занятий

- Средняя группа – 10 занятий

- Старшая группа – 13 занятий

- Подготовительная группа - 17 занятий

Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю. Все занятия носят интегрированный характер.

В рамках реализации программы предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок + родитель (домашние задания, педагогические проекты, экскурсии, встречи с представителями разных профессий муниципального рынка труда, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников).

Ожидаемые результаты реализации программы для детей дошкольного возраста:

- обобщенное представление у дошкольников о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых;

- позиционирование ребенка в различных профессиях.

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пособие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с промышленными предприятиями города.

Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру

профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально – положительный настрой ребенка.

Работа осуществляется вовремя непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Решению задач во многом способствует совместное творчество сотрудников детского сада, направленное на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития детей, создания равных условий образования дошкольников независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре, закрепить и расширить приобретенные знания.

Одним из, новых подходов при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является промышленный туризм.

Промышленной туризм – это организация экскурсии на действующие промышленные предприятия. В пособии представлен информационный и практический материал по организации экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста.

ПРОГРАММА дополнительной образовательной деятельности и Методическое пособие по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Все профессии хороши, выбирай на вкус».

В составленной программе ставится задача знакомство детей с окружающими их профессиями, постепенного развития у детей, интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Для каждой возрастной группы в программе определены виды и содержание трудовой деятельности детей.

Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участия детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются профессионально ориентированные интересы.

Дополнительная образовательная программа по профориентации детей включает в себя четыре блока:

«Знакомимся с профессиями» (вторая младшая группа)

«Путешествие в мир профессий» (средняя группа,

«Как много профессии на свете» (старшая группа)

«Все профессии важны, все профессии нужны» (подготовительная группа).

Содержание этих блоков направлено на знания различных видов профессий, помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Информацию подготовила воспитатель Андреева Наталья Васильевна